Работа шкалы
предлагаемого тахометра
выглядит так:
Путем несложной доработки,
шкала тахометра может работать
вот так:
КВАЗИАНАЛОГОВЫЙ
ТАХОМЕТР
В процессе
эксплуатации автомобиля
нередко возникают ситуации,
когда желательно
контролировать частоту
вращения коленчатого вала
двигателя. К сожалению, не все
модели автомобилей оснащены
специальным прибором для этой
цели — тахометром.
Попыткой
использовать удобство
цифрового способа измерения
частоты вращения и
одновременно обойти трудности,
связанные с цифровой
индикацией результата,
является комбинированный
прибор, представляющий собой
сочетание цифрового
измерителя с
дискретно-аналоговой, чаще
всего светодиодной шкалой. На
рис. 1 представлена
принципиальная схема такого
квазианалогового тахометра.
Рис.1.
Принципиальная схема
квазианалогового тахометра
Генератор
тактовых импульсов выполнен на
элементах DD1.1, DD1.2. Соотношение
значений длительности
импульсов высокого уровня и
пауз между ними равно 1 мс:75 мс.
Длительность импульса
определяет резистор R5, а
длительность паузы зависит от
сопротивления цепи R4R6. С выхода
генератора импульсы поступают
в формирователь импульсов
обнуления счетчика DD3,
выполненный на инверторах
DD1.3—DD1.5 и дифференцирующей
цепи R7C4.
Импульсы с
датчика, в качестве которого
использованы контакты
прерывателя системы зажигания,
поступают через делитель
напряжения R8R9 и инвертор DD1.6 на
вход одновибратора DD2,
формирующего по фронту входных
импульсов импульсы
длительностью 4 мс. Выходные
импульсы одновибратора
подсчитывает счетчик 003, запуск
и обнуление которого выполняют
импульсы с выхода
формирователя на элементах DD1.3
— DD1.5. Временной интервал счета
равен длительности паузы между
запускающими импульсами.
По фронту
импульсов (с выхода элемента
DD1.2) срабатывает “защелка”
D-триггеров, составляющих
микросхему DD4, и
зафиксированный логический
уровень выходных сигналов
счетчика передается на входы
дешифратора DD5. Нагрузками
выходов дешифратора служат
светодиоды — элементы
квазианалоговой шкалы прибора.
В течение времени измерения
триггерная защелка удерживает
зафиксированное состояние
счетчика.
Рабочий
диапазон частоты вращения
коленчатого вала двигателя от
нуля до максимума поделен на 16
одинаковых частей. Для
автомобиля с четырехтактным
четырехцилиндровым двигателем
при максимальной частоте N = 6400
об/мин — цена “деления” шкалы
равна N/16 = 400 об/мин. Частота f
следования импульсов с датчика
равна f =2n/60 =13,3 Гц, что
соответствует периодичности
поступления сигналов Т = 75 мс —
это значение и является
временем (длительностью)
измерения. Для удобства
контроля за работой двигателя
шкала тахометра разделена на
три сектора, соответствующих
низким, средним и высоким
значениям частоты вращения
коленчатого вала.
Соответственно в первом
секторе использованы
светодиоды желтого свечения, в
среднем — зеленого,а в
последнем — красного.
Тахометр
питается от бортовой сети
напряжением 12В; потребляемый
ток — около 120 мА. Стабилизатор
напряжения выполнен по
параметрической схеме с
усилителем тока на транзисторе
VT1. Образцовое напряжение
формирует стабилитрон VD1.
Конденсаторы фильтра С1 и С2
подавляют помехи, проникающие
из бортовой сети автомобиля.
Фильтрации помех следует
уделить серьезное внимание,
так как они способны приводить
к ложным срабатываниям
прибора.
Элементы
устройства монтируют на
печатной плате (рис. 2) из одностороннего
фольгированного
стеклотекстолита толщиной 2 мм.
Транзистор VT1 крепят к
теплоотводящей пластине,
изготовленной из латуни или
дюралюминия. Она должна быть
изолирована от корпуса. Диоды
VD2, VD3 могут быть любыми
маломощными кремниевыми. Все
постоянные резисторы — МЛТ-0,125,
подстроенный резистор
R4—СПЗ-22а. Конденсатор С1— К50-6,
остальные — КМ. Правильно
собранное устройство не
требует налаживания.
Необходимо только убедиться а
работоспособности
функциональных узлов и
переменным резистором R6
установить длительность паузы
между генерируемыми
импульсами высокого уровня
равной 75 мс.
Оформление
шкалы тахометра может быть
различным. Например,
светодиоды можно разместить в
виде горизонтальной или
вертикальной линейки. Эффектно
выглядит и круговая шкала, как
у механического тахометра.
В. ЧУДНОВ
Радио N 8, 1992г.
Дальнейшее
усовершенствование прибора - "Линейная
шкала"
и "Модернизация
квазианалового тахометра"
ЛИТЕРАТУРА
1. Широков Б.
Цифровой тахометр.— Радио, 1983, N
9, с. 25, 26.
2. Межлумян А. Цифровая или
аналоговая? — Радио, 1986, N 7, с. 25,
26.
3. Агеев В. Генератор с
регулируемой скважностью.—
Радио, 1989, N 3. с. 32.
|