|
Предлагаемый
регулятор напряжения
предназначен для установки его
в автомобилях марки
“Запорожец”, взамен
пружинного РР-310В. Регулятор
может быть установлен также на
автомобилях других моделей.
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”
В автомобилях
основными источниками энергии
являются аккумуляторная
батарея и генератор. Генератор
работает при включенном
двигателе, он подзаряжает
аккумуляторную батарею и
определяет в целом напряжение
в бортовой сети автомобиля. При
различных оборотах двигателя
напряжение в бортовой сети
автомобиля будет изменяться,
так как генератор с повышением
оборотов будет развивать
большую мощность и напряжение
на нем будет увеличиваться. Для
того чтобы напряжение в
бортовой сети автомобиля не
стало больше допустимого,
предусмотрен регулятор
напряжения (РН). РН
ограничивает подачу тока в
обмотку статора генератора,
когда напряжение в бортовой
сети превысит заданное.
В
автомобилях типа ЗАЗ
установлен пружинный
двухпозиционный РН типа
РР310-В. При замкнутых
контактах реле этого
регулятора генератор
работает в полную
мощность, при разомкнутых
ток в обмотку статора
генератора идет через
ограничительный резистор,
что ведет к уменьшению
напряжения,
вырабатываемого
генератором.
Порог срабатывания в РР310-В
регулируется изменением
натяжения специальной
пружины. В процессе
эксплуатации натяжение
пружины может изменяться и
срабатывание РН при
напряжении в бортовой сети
менее 11 В будет приводить к
разрядке аккумуляторной
батареи. Срабатывание РН
при напряжении выше
допустимого будет
приводить к повышенному
износу ламп и другого
электрооборудования.
Кроме неудобств настройки
к недостаткам регулятора
РР310-В следует отнести
значительное потребление
энергии обмоткой реле.
Вниманию
владельцев “Запорожцев”
предлагается электронный
регулятор напряжения (рис. 1),
лишенный указанных
недостатков. Разместить его
можно в корпусе от РР310-В. Он
достаточно прост и экономичен.
Проверен и эксплуатировался на
автомобиле ЗАЗ-968 М.
Принцип
действия регулятора. При
напряжении, определяемом
резистором R2, в бортовой сети,
меньше заданного, стабилитрон
VD1 заперт, следовательно, также
заперт и транзистор VT1. При этом
на базе транзистора VT2
напряжение относительно
эмиттера отрицательно и VT2
будет открыт, так же как и
транзистор VT3. Ток в обмотку
статора в этом случае течет
напрямую через VT3. В результате
этого напряжение в бортовой
сети автомобиля возрастает.
При больших оборотах двигателя
напряжение в бортовой сети
автомобиля может превысить
заданное.Тогда открывается
транзистор VT1, что приводит к
закрытию транзистора VT3. При
этом ток в обмотку статора
течет через резистор R3, его
сопротивление снижается и
уменьшает напряжение в
бортовой сети автомобиля.
Светодиод указывает на
работоспособность регулятора
и помогает устанавливать
нужное напряжение. Он горит при
открытом транзисторе VT3 и не
горит при закрытом. Резистор R2
градуируют по напряжению
срабатывания от 11 до 15,5 В. Для
этого между корпусом и выводом
“и” включают резистор 100 Ом
мощностью 2 Вт.
Обозначение
выводов РН (см. рис. 1)
соответствует обозначению
выводов промышленного
регулятора РР310-В на
принципиальной схеме
электрооборудования для
автомобилей типа ЗАЗ. Так “+U”
— напряжение питания,
подаваемое после включения
зажигания, “Ш” — вывод, идущий
на обмотку статора генератора,
“М” — к массе автомобиля.
Монтажная
схема регулятора показана на
рис. 2. Транзистор VT3 снабжен
радиатором, который состоит из
трех дюралевых пластин
толщиной 2, шириной 50 и высотой
35 мм. Пластины соединяются
между собой винтами МЗ в двух
местах, между пластинами
располагаются дюралевые шайбы
толщиной 2...3 мм. Транзистор
крепится к средней пластине,
которая загнута снизу для
удобства крепления радиатора к
плате винтами М3 через
специальные отверстия на
плате. После отладки регулятор
вставляют в корпус от
стандартного регулятора РР310-В.
Резистор R2 и светодиод
выводятся на лицевую сторону
корпуса.
В схеме
применены конденсаторы С1 и С2
типа КМ6, резисторы типа МЛТ.
Вместо стабилизатора Д818Е
можно использовать Д818Б, Д818В. В
качестве транзистора VT1 можно
использовать КТ203А. КТ203Б.
Вместо транзистора КТ814Г
подойдут транзисторы с другими
буквенными индексами, а также
транзисторы типа КТ816.
Чтобы
убедиться в работоспособности
РН после установки его на
автомобиль, нужно поворачивать
ручку переменного резистора R2.
При этом светодиод будет
показывать переключение РН в
момент перехода лимба
резистора через отметку,
соответствующую напряжению в
бортовой сети автомобиля.
После этого резистор R2
устанавливают на напряжение,
которое следует поддерживать
(обычно 14,2...15,0 В).
С. Налимов
ВРЛ, вып.112
|