|
ЭЛЕКТРОННЫЙ
СИГНАЛИЗАТОР ЗАРЯДКИ
АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Чтобы
продлить срок эксплуатации
автомобильной аккумуляторной
батареи, необходим эффективный
контроль за режимом ее зарядки.
Описываемое устройство
сигнализирует водителю, когда
напряжение на аккумуляторной
батарее повышено и когда оно
понижено, а генератор не
работает. В случае повышенного
потребления тока в бортовой
сети при малой частоте
вращения ротора генератора
сигнализатор не срабатывает.
При разработке устройства
ставилась цель разместить его
в корпусе имеющегося в
автомобиле сигнального реле
РС702, что обусловило
особенности конструкции
сигнализатора и типы
примененных транзисторов.
Принципиальная
схема электронного
сигнализатора вместе с цепями
связи его с элементами
бортовой сети приведена на рис.
1.
На
транзисторах VT2, VT3 выполнен
триггер Шмитта, на VT1 — узел
запрета его срабатывания. В
коллекторную цепь транзистора
VT3 включена индикаторная лампа
HL1, размещенная на приборном
щитке. В горячем состоянии нить
накала имеет сопротивление
около 50 Ом. Сопротивление
холодной нити в 7...10 раз ниже. В
связи с этим транзистор VT3
должен выдерживать бросок тока
в коллекторной цепи до 2,5 А.
Этому требованию
удовлетворяет транзистор КТ814.
Аналогичные
транзисторы используются и в
качестве VT1 и VT2. Но здесь
причиной их выбора послужило
стремление получить малые
геометрические размеры
устройства — три транзистора
устанавливают один под другим
и закрепляют общим винтом с
гайкой.
Напряжение
бортовой сети за вычетом
напряжения на стабилитроне VD2
через делитель R5R6 подается на
базу транзистора VT2. Если оно
выше 13,5 В, триггер Шмитта
переключается в состояние, при
котором выходной транзистор VT3
закрыт и лампа HL1 не горит.
База
транзистора VT2 через
стабилитрон VD1 и делитель R1R2
соединена также со средней
точкой обмотки генератора. При
исправном генераторе в ней
относительно его плюсового
вывода создается пульсирующее
напряжение с амплитудой,
равной половине генерируемого
напряжения. Поэтому, если даже
из-за большой токовой нагрузки
в бортовой сети напряжение
упадет ниже 13,5 В, ток с делителя
R1R2 поступает в базу
транзистора VT2 и не разрешает
горение лампы. Чтобы исключить
запрещение на включение
сигнализации, когда
отсутствует ток в обмотке
возбуждения генератора,
используется цепь, состоящая
из делителя R1R2 и стабилитрона
VD1. Она предотвращает попадание
тока утечки через
выпрямительные диоды
генератора (в худшем случае до
10 мА) в базу транзистора VT2.
Напряжение
бортовой сети за вычетом
напряжения на стабилитроне VD2
через делитель R3R4 подается
также на базу транзистора VT1,
участок коллектор — эмиттер
которого шунтирует базовую
цепь транзистора VT2. При
напряжении сети выше 15 В
транзистор VT1 переходит в режим
насыщения. При этом триггер
Шмитта переключается в
состояние, при котором
транзистор VT3 открыт и,
следовательно, зажигается
лампа HL1.
Таким образом,
лампа красного света на
приборном щитке загорается,
когда отсутствует ток зарядки
и напряжение сети ниже 13,5 В, а
также когда оно выше 15 В.
При
использовании в автомобиле
электронного регулятора
напряжения, не имеющего
отдельного провода к клемме
аккумуляторной батареи, из-за
падения напряжения (около 0,1...0,2
В) в цепи до входной клеммы
регулятора (чаще всего в режиме
холостого хода) при
выключенных потребителях тока
наблюдается кратковременное
периодическое пропадание
зарядного тока от генератора.
Длительность и период такого
эффекта обусловлены временем
спадания напряжения на
аккумуляторной батарее на
0,1...0,2 В и временем повышения
его на то же значение и
составляют, в зависимости от
состояния аккумуляторной
батареи, около 0,3...0,6 с и 1...3 с
соответственно. При этом с
таким же тактом срабатывает
сигнальное реле РС702, зажигая
лампу. Такой эффект
нежелателен. Описываемый
электронный сигнализатор
исключает его, так как при
кратковременных пропаданиях
зарядного тока напряжение в
бортовой сети не достигает
нижнего порога 13,5 В.
Электронный
сигнализатор выполнен на базе
имеющегося в автомобиле
сигнального реле РС702. Само
реле с гетинаксовой платы
удалено (после ликвидации
заклепки). Кроме того, удалены
заклепка с контактного
лепестка “87” и Г-образная
стойка у его основания.
Элементы
сигнализатора монтируют на
печатной плате (рис, 2) из
фольгированного
стеклотекстолита толщиной 1,5...2
мм. Транзисторы VT1 —VT3
размещены по оси центрального
отверстия платы: VT3 со стороны
печатного монтажа
коллекторной пластиной от
платы, a VT2, VT1 (в указанном
порядке) —с противоположной
стороны платы коллекторными
пластинами в сторону платы.
Перед пайкой все три
транзистора нужно стянуть
винтом МЗ с гайкой. Их выводы
соединяют деточками платы
облуженными медными
проводниками, впаянными в
нужные отверстия платы.
Резисторы R3 и R5 припаивают не к
токопроводящим дорожкам, а к
штырям из провода. Это облегчит
их замену при налаживании
устройства. Элементы VD1 и VD2
устанавливают вертикально
жестким выводом к плате. Так же
вертикально расположен
конденсатор С1, помещенный в
хлорвиниловую трубку по
диаметру конденсатора.
В
сигнализаторе следует
применять резисторы (кроме R8) —
ОМЛТ (МЛТ) с номиналами и
мощностью рассеивания,
указанными на схеме. Допуск по
номиналам ±10 %. Резистор R8
изготавливают из высокоомного
провода, намотанного (1—2 витка)
на резистор МЛТ-0,5. Конденсатор
С1 — К50-12. Транзисторы VT1—
VT3—любые из серии КТ814 или КТ816.
Элемент VD1 —стабилитрон Д814 с
любым буквенным индексом,
VD2—Д814Б или Д814В.
После
окончания монтажа печатной
платы электронный
сигнализатор собирают в такой
последовательности:
- снимают
гайку и винт, стягивающие
транзисторы;
- в сквозные
отверстия транзисторов VT1,
VT2 помещают хлорвиниловую
трубку диаметром 3 мм;
- в
освободившуюся от реле
РС702 плату вставляют
лепестки (выводы) “30/51” (в
центре) и “87”; последний
закрепляют винтом МЗ
(головкой со стороны
вывода) с гайкой высотой 3
мм;
- винт М2,7
длиной 15...20 мм пропускают
через отверстие в плате от
реле РС702 (со стороны
вывода “30/51”), затем
насаживают на концы винтов
смонтированную плату с
транзисторами;
- обеспечивают
контакт вывода “30/51” с
коллекторной пластиной
транзистора VT3 (путем ее
плотного прилегания к
плоской части вывода);
- проверяют
наличие соединения вывода
“87” с печатной платой
через гайку с винтом;
- короткие
штырьки выводов “85” и
“86” подгибают так, чтобы
они вошли в
предназначенные для них
отверстия на печатной
плате;
- с помощью
гаек М2,7 и МЗ с шайбами
скрепляют обе платы;
- припаивают
штырьки выводов “85” и
“86” к токопроводящим
дорожкам.
При
налаживании сигнализатора
требуются блок питания с
регулируемым напряжением от 12
до 16 В и лампа мощностью 3 Вт на
12 В. Сначала при отключенном
резисторе R5 подбирают резистор
R3. Необходимо добиться, чтобы
при увеличении напряжения
лампа загоралась в момент
достижения 14,5...15 В. Затем
подбирают резистор R5 так, чтобы
лампа зажигалась, когда
напряжение снижается до 13,2...13,5
В.
Налаженный сигнализатор
устанавливают на место реле
РС702, при этом вывод “86”
соединяют с “массой”
автомобиля коротким проводом
под винт крепления самого
сигнализатора. К остальным
выводам подключают провода
электрооборудования, как это
предусмотрено штатной схемой
автомобиля с реле РС702, т. е. к
выводу “85” — провод от
средней точки генератора
(желтый), к “30/51”—провод от
лампы индикации (черный), к
“87”—провод “±12 В”
(оранжевый).
Испытания
сигнализатора показали
следующий результат. При
коротком замыкании регулятора
свечение лампы наблюдается при
повышении частоты вращения
генератора и зависит от нее.
При изъятии предохранителя в
цепи регулятора лампа
загорается примерно через
минуту независимо от частоты
вращения. Этой информации
достаточно, чтобы установить
причину и вид неисправности
системы генератор — регулятор
напряжения.
При включении
зажигания через час и более
после остановки двигателя
индикация работает, как и с
релейным сигнализатором. Если
же оно включается через
незначительное время (менее 5
мин), лампа—сигнализатор
зарядки не зажигается, но при
пуске двигателя стартером
вспыхивает и гаснет,
свидетельствуя об исправности
сигнализатора.
Установка
описанного регулятора вместо
штатного РС702 в автомобилях
“Жигули” (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102,
ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и др.) позволит
однозначно предупредить
водителя о всех отклонениях в
режиме работы аккумуляторной
батареи и сохранить ее от
губительной перезарядки.
А. Коробков
В помощь радиолюбителю, выпуск
99.
|